Художественное образование в рукоделии

Хочу затронуть важную тему художественного образования в лоскутном шитье и вообще в рукоделии. Мастерицы в большинстве своем ищут, изучают, а многие просто коллекционируют приемы, техники, способы шитья, сборки изделий. При этом мы имеем много примеров когда мастер-художник, работая в одной технике, создает произведения всю творческую жизнь, и они удостаиваются наград на конкурсах и имеют всеобщее признание. Успех приходит не от количества техник.

К ремеслам притягиваются люди трудолюбивые и умеющие восхищаться прекрасным. Желание повторить увиденное, сделать нечто подобное самостоятельно, иногда непреодолимое, знакомо каждому, кто увлекается шитьем, вязанием и другими рукодельями.

Мы любуемся творением добрых рук и восхищаемся терпением автора. Но, согласитесь, не каждая поделка действительно хороша. Часто смотришь на качественную работу и сожалеешь, что автор неудачно подобрал цвет, на аппликациях частенько страдает композиционное расположение деталей их размер и т. д. Работа проделана большая, а восхищаться ею могут только те, кто не видит этой неграмотности в элементарных вещах. Порой приходится спорить со студентами, доказывать и показывать как надо, но чаще у человека срабатывает – мне нравится, мужу нравится, всем близким тоже значит это хорошо. И тогда мы видим на выставках и даже конкурсах, не произведения, а поделки. Более скромные и думающие мастера приспосабливаются создавать работы с геометрическими орнаментами и симметричной композицией и робеют пойти дальше привычных рамок. К сожалению, в наших школах не учат работать с цветом, не дают дизайнерских навыков, и человек Творец уже с детства забывает об этом основном предназначении в жизни. И живем мы среди уродливых предметов в уродливых домах, а самое печальное, что не знаем об этом. На наше развитие в основном многом влияет окружение и не только материальные объекты, но и взаимоотношения с родителями, друзьями, сотрудниками. Все горести, обиды, разочарования мы носим с собой в виде комплексов, страхов, сложившихся характеров. В результате неуверенность перед выбором цвета, сомнения или наоборот необоснованное стремление сделать как хочу, не потрудившись узнать, а как правильно.

Когда спрашивают совета, и я рекомендую так или иначе поступить в подборе цвета, размещении деталей, то человек не создает свою работу – это моя работа сшитая его руками. При этом я точно знаю, что каждый человек талантлив и уникален, просто его талант не раскрыт. Если человек не стремится понять и узнать себя (а это легко делается через творчество) он зря проживает свою жизнь, он не радует других и не совершенствуется сам. И не вспоминайте здесь материальные радости, которыми вы награждаете окружающих. Я говорю не о них. Если душа притянула вас к рукоделью, ремеслу, творчеству значит это то, что требуется для ее развития (вашего). Состояние вдохновения, упоение в созидании, томление в ожидании, когда сядешь за свою любимую работу – это знакомо многим. Проанализируйте и поймете, эти состояния приходят не сразу, а при погружении в тему, медленно нарастают и захватывают. И мы соединяемся с единой энергией Сотворчества многих мастеров и пребываем в этом чудесном потоке. Надо ли говорить, что при этом легко находятся нужные ткани, тесемочки и все что необходимо в изделии. Если вам не понятно о чем это я – вы не погружались, не вкусили этой Благости. Механическое выполнение, копирование очень полезны на начальном этапе и в этом периоде есть возможность пробовать свои варианты по цвету, размерам. В идеале всегда хочется видеть индивидуальные работы, передающие состояние мастера. Тогда окружающий мир будет намного разнообразнее.

Одна моя студентка очень огорчалась, когда получала от меня критические замечания. Она была уверена, что все делает правильно и красиво и опять же мужу нравилось. Однажды так и заявила – муж сказал пришить сюда. Поскольку человек она образованный, честолюбивый и добившийся определенного социального статуса мои поправки ей было трудно принять, поэтому она для убежденности в своей правоте поступила в школу живописи, закончила ее. После этого поступила в институт дизайна, где и учится в настоящее время, несмотря на возраст. Мы теперь подруги и не возникает вопросов, кто же тогда был прав.

Постоянное образование, не обязательно в институтах, необходимость для мастеров лоскутного шитья. Даже если у вас нет цели участвовать, в конкурсах и выставках. Если вы создаете изделия, делайте их действительно красивыми, не плодите уродство его достаточно в этом мире. Мы призваны украшать и начинать нужно со своего дома, квартиры. Дарите красивые вещи, пусть хороший вкус прививается у ваших родственников и друзей.

Лариса Банакина 

Назад в раздел


Понравилось?
Поделись с друзьями!